Новая жизнь - переработка старых шин

 В отличие от многих других материалов автомобильные покрышки прекрасно поддаются переработке. При этом недостатка в подобных отходах нет. В целом в год в Украине отправляется на свалки около  0,25 млн т отживших свой век покрышек, нанося большой вред экологии. Известно, что автомобильная резина разлагается в естественных условиях более 100 лет и выделяет в почву опасные токсины.

Старые шины

В связи с этим в Европе, где в год образуется в три раза больше подобных отходов, еще с 1999 года запрещено вообще вывозить шины на свалки, а с 2006 года запрещены даже контролируемые захоронения. То есть там за 15 лет пройден путь от 40 до 100% переработанных резинотехнических отходов. Часть покрышек (примерно 40%) сжигается на цементных заводах и превращается в энергию, но большинство восстанавливается для повторного использования или перерабатывается в резиновую крошку, печное топливо и технический углерод.

В Украине собирается и перерабатывается уже достаточно много от общего объема образовавшихся шин, и  работа по созданию отходоперерабатывающей индустрии в последние два-три  года идет полным ходом. Здесь мы расскажем о том, как резиновая крошка становится все более популярным и востребованным материалом, из которого в настоящий момент изготавливаются покрытия для спортивных объектов и детских площадок в дошкольных учреждениях, школах и местах, предназначенных для подвижных игр.

 

     Использование подобных покрытий в местах, где присутствуют дети, наиболее логично в связи с особой упругостью этого материала. Это свойство обеспечивает мягкий ударопоглощающий эффект, а само покрытие не имеет швов, чем во много раз снижает вероятность получения серьёзных травм малышами, активность которых мамы далеко не всегда могут проконтролировать.

      Также существуют и системы уличных спортивных покрытий, которые за счет своих паропроницаемых свойств не собирают луж на площадках, а в зимний период могут служить катком, что удобно с точки зрения обеспечения круглогодичной эксплуатации покрытия. Кроме того, покрытие из резиновой крошки – прекрасный материал для создания яркого и привлекательного визуального облика объекта, это особенно актуально для обеспечения насыщенной колористики в условияхукраинского  климата с блеклыми тонами окружающей среды в течение  части года. Серые асфальтовые площадки с развитием возможностей стройиндустрии сегодня смотрятся анахронизмом, а для творческого полета ландшафтных дизайнеров открываются поистине грандиозные возможности.

 

      Такие современные материалы, как резиновая крошка, кардинально меняют эстетические возможности и роль наземного покрытия, превращая его в значимый элемент городского ландшафта. Из залитой асфальтом поверхности, которая практически не поддавалась никаким творческим трансформациям, сегодня площадка превращается в активный элемент формирования индивидуального облика объекта и помогает формированию общественных пространств качественно нового уровня комфорта, востребованных временем.

     Раньше, по признанию ландшафтников, зачастую они избегали применять в своих проектах яркие материалы, опасаясь того, что через 1–2 года материал выцветет и изначально заложенный образ будет навсегда утрачен. В случае с резиновой крошкой этого опасаться не приходится – данный материал, даже если стирается на какие-то доли миллиметра, своего изначального цвета не изменяет на всем протяжении эксплуатации покрытия.

     Что касается экологичности подобных покрытий, то доказано, что они не оказывают отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье людей. Покрытия из резиновой крошки нетоксичны, они не выделяют посторонних запахов при нагревании (на солнце), абсолютно безопасны для здоровья. В них не заводится ни плесень, ни грибки, ни гниль, ни насекомые-вредители.

     Производство резиновой крошки осуществляется из отходов резины (РТИ), поэтому такие включения, как металл или ткань, отсутствуют. В результате переработки шин получается резиновая крошка черного цвета различных фракций. На практике наиболее часто используют крошку с различными размерами частиц. Крошка с частицами в пределах до 1 мм обеспечивает максимальную прочность получаемого композиционного материала, крошка с частицами от 1 до 4 мм наиболее широко применяется на практике, материал с частицами свыше 4 мм может быть использован при лёгких механических нагрузках.

 

Связующим полимером для резиновой крошки служит пенополиуретан, один из самых современных и экологически нейтральных материалов, применяемых в строительстве. Процесс изготовления изделий из резиновой крошки и полиуретанового связующего включает смешение крошки и связующего в определённом соотношении, заливку полученной смеси в форму (для штучных изделий) или распределение её по заранее подготовленной поверхности (для покрытий), уплотнение смеси и отверждение получаемого изделия. Покрытие легко наносится бригадой из трёх человек всего за сутки, а уже через несколько дней такая площадка готова к полноценной эксплуатации.

Шинный шик

     Переработка шин не является проблемой для корейского художника Yong Ho Ji. Он использует полосы от шин и синтетические смолы для создания необычных скульптур. Наряду со скульптурами и бюстами известных всем животных в этой  коллекции содержатся гибриды животных и гибриды людей. Размеры его творения – от 11 дюймов до 5–10 футов в длину. Работы Yong Ho Ji стали известны после того, как они были выставлены на Gana Art в 2008 году в Нью-Йорке и с тех пор показаны по всему миру. Использование переработанных шин в художественной  форме было осознанным решением, так как он хотел сделать вещи, которые тонко  намекали бы человечеству на ответственное отношение к природе и ее сохранению.

 

 

15 марта 2015